Уборка, готовка, покупки в магазине…
Как приучить ребёнка участвовать в повседневных делах и заботах семьи?
Сначала – его комната
Любого ребёнка в первую очередь интересует то, что его непосредственно касается. Поэтому начать стоит с его собственной комнаты (угла, шкафа). С самого раннего возраста приучайте малыша заправлять постель, складывать свои игры и игрушки, относить в корзину для стирки грязную одежду, чистить зубы, не забывая потом вымыть щётку и положить её на место.
Стратегия. Сыграйте на его желании доказать вам что-то: «Говоришь, что умеешь делать это? Тогда покажи мне!» Успех в деле, которое вы ему доверили, усилит его веру в свои силы и подтолкнёт к новым, более сложным задачам. Но не оставляйте ребёнка совсем одного: пусть чувствует, что даже если он должен что-то сделать самостоятельно, в любой момент вы готовы прийти на помощь.
Спросите о том, что ему по силам
…чтобы не подрывать его веру в себя. Просьба пропылесосить или разгрузить посудомоечную машину, обращённая к 6-летнему малышу, будет автоматически означать «провал миссии».
Стратегия. Начните с одного задания в день и поначалу выполняйте его вместе. Складывать постельное бельё в вашем присутствии, помогать вам заправлять салат — хороший способ создать между вами связь. Малыш и не заметит, как пролетит время.
Подключайте всю семью
Вовлекая ребёнка в работу, в которой нет привилегированных или освобождённых, вы покажете ему, что он действительно часть семьи. Если участвуют все, это не кажется «обязаловкой — так рождается солидарность.
Стратегия. Для начала соберите «круглый стол», где каждый ребёнок» (и взрослый!) расскажет, что он может сделать, а что — хочет. Потом заключите «контракт»: нарисуйте таблицу, в которой будет расписано, какую работу выполняет каждый. Избегайте рутины, вносите нотку фантазии. Подметать пол или спускаться на первый этаж за почтой веселее по очереди.
Дайте время
У малыша никогда не получится так же быстро, как у вас! Любой пустяк может отвлечь его от работы, ведь ребёнок живёт в мире фантазий, которые часто занимают всё его пространство и оборачиваются реальными препятствиями. Кроме того, напряжённый школьный ритм, где учителя требуют от вашего сына или дочки постоянного внимания и сосредоточенности, дома сменяется расслаблением. И это правильно.
Стратегия. Временные рамки должны дисциплинировать, а не давить. Слишком много времени? Малыш может расслабиться и вообще забыть, о чём вы его просили. Предложите ему подмести кухню, договорившись о сроке: «Засекаю время. Посмотрим, насколько ты у меня шустрый».
Если он не хочет
Всё зависит от возраста. Если ребёнок ёще мал, то речь вряд ли идёт о каком-то сопротивлении. Скорее всего, он просто не умеет что-то делать. А вот повзрослев, малыш обязательно начнёт проявлять независимость и…лень. Поэтому подчеркните, насколько важно его участие в общем деле, чтобы он не считал это нудной обязаловкой, а чувствовал, как возрастает его ценность как члена семьи.
Можете уточнить, например, как малыш помогает сэкономить время, которое вы можете посвятить ему же: «Пока ты будешь убирать со стола, я помою посуду. Тогда у нас будет на 20 минут больше, чтобы поиграть вместе».
Что бы ни случилось, не уступайте своему желанию вознаградить ребёнка деньгами. Он должен понять, что в семье не только получают, но и отдают — всё взаимно.
Свежие комментарии