Волшебство карнавальной маски

    Удивительно, но своим появлением карнавальная маска обязана… римским пирам в честь Сатурна, а использовалась изначально для того, чтобы облегчить общение представителям разных классов. Так, во время сатурналий рабы получали право сидеть рядом с хозяевами, а чтобы обе стороны не испытывали морального дискомфорта, невольники надевали маски. 

images (4)

От сукна до золота
    Лишь спустя время главным предназначением маски стало сокрытие лица в повседневной жизни и на карнавалах.    Отсюда и эволюция её внешнего вида: от примитивной (из бумаги, глины, сукна) до нарядной (из папье-маше, гипса, кожи, фарфора, драгоценных металлов), с обилием декоративных элементов (перьев и камней, кружева и тесьмы, изящных цепочек и крохотных колокольчиков).
    Маска — «дама в годах»: ей как культурному явлению — уже не одно тысячелетие! По данным археологов, возраст самой древней такой находки составляет 9000 лет! Каменная маска, относящаяся к эпохе докерамического неолита, имеет практически идеальную овальную форму и отверстия для глаз и рта. Остается только догадываться, кому она принадлежала…
    Назначение маски диктовалось насущными проблемами человека: сначала нужно было защищаться от злых духов и устрашать врагов; затем — примерять на себя образы других людей и сказочных существ (развитие театра), скрывать от любопытных взглядов лицо, пол и социальное положение. Устойчивую популярность маски на протяжении столь долгого времени психологи объясняют присущей человеческой природе склонностью к игре и мистификации: всегда интересно почувствовать себя кем-то другим, поменяться ролями, прикоснуться к тайне.

24737980_92464355VdvA0s7HDSC_5607carnaval-2

Ах, карнавал!
    Первое упоминание о венецианском карнавале относится к 1094 году. С 1162-го фееричные действа в Венеции стали ежегодными и продолжались вплоть до 1797 года. Затем (по декрету Наполеона, занявшего тогда Италию) случился почти двухсотлетний перерыв, и с 1979 года грандиозные празднества снова начали собирать любителей карнавалов. Сегодня в Венецию накануне Великого поста (именно на это время традиционно приходится Carnevale di Venezia) ежегодно съезжаются до полумиллиона туристов. На протяжении 12 дней город захлестывают костюмированные шествия и представления, концерты и спектакли, выступления жонглёров, мимов и шпагоглотателей, парады лодок и гондол — и всё это под безостановочную музыку, красочные фейерверки и безудержное веселье. И конечно же, повсюду маски, маски, маски!..

fantastic_carnival_masks_18fantastic_carnival_masks_17Venecianskie-karnavalnye-maski--eto-personazhi-italyanskoy-Komedii-del-Arte
    Кажется, что так было всегда. Однако знакомство венецианцев с масками началось отнюдь не с праздничных аккордов. В XI веке по Венеции прокатилась эпидемия чумы и горожане решили «обмануть» её: считалось, что смерть не приходит просто так, а заранее выбирает свою жертву. С помощью масок венецианцы заставляли смерть «пройти мимо», хотя, конечно, этот способ не давал ожидаемого эффекта. А вот докторам, навещавшим больных, маски действительно помогали не заразиться смертельной болезнью: венецианские эскулапы выбирали длинноносые маски, в «клювах» которых носили специальные ароматические вещества с выраженным бактерицидным действием, и дольше всех оставались «в строю». Образ длинноклювого доктора, облаченного поверх одежды в провощённую чёрную мантию и державшего длинную палку (чтобы не касаться больного незащищенной рукой), был настолько зловещим, что, видимо, вернул к жизни не одного впечатлительного венецианца!
     Когда чума отступила, люди начали праздновать жизнь — со всеми вытекающими последствиями.
     Маски и здесь пришли на помощь: Венеция — город небольшой, изолированный от материковой части, поэтому его
жители знали друг друга в лицо. Никому не хотелось быть застигнутым врасплох за игрой в карты или в объятиях девицы лёгкого поведения. Анонимность — вот ещё одна функция маски, и с этим она справлялась отлично, особенно после того как её внешний вид начал усложняться. Помимо традиционной венецианской, закрывавшей пол-лица, популярностью пользовались маски на всё лицо и своеобразные шлемы, скрывавшие голову. Если сооружение было очень тяжёлым, между его внутренними краями крепили верёвочку и изнутри удерживали зубами. Конечно, разговаривать в такой маске было невозможно, но и использовалась она в случаях особой конспирации, а в этом деле молчание, как известно, играет не последнюю роль.

Karnaval_v_Venetsii_2012___foto_samykh_krasivykh_masok32224362

«Второе лицо»
     Со временем венецианцы уже не мыслили своей жизни без масок: в них ходили на прогулки, в гости, в театр, на рынок. Под их прикрытием случались как любовные свидания, так и преступления. К концу XIII — началу XIV веков правительство города решило положить конец «масочному разгулу» наложило строгие ограничения на ношение этого аксессуара. Появление на улице в маске жёстко регламентировалось и категорически запрещалось в церковные праздники и посты.     Единственным периодом, когда «вторые лица» разрешались круглосуточно, стал карнавал.

fonstola.ru-94352

     Многие современные карнавальные маски пришли из итальянской комедии дель арте — особого вида уличного театрального представления. Это всем известные Арлекин, Пьеро, Пульчинелла, Коломбина, Бригелла, Дзанни — каждый со своим характером, поведением и манерой одеваться. Кроме них, есть и классические карнавальные маски, не связанные с театром: Венецианская дама, Джокер, Баута, Чумной доктор, Вольто, Гатто (Кот). Люди, хотя бы раз надевшие на карнавале маску определённого персонажа, потом признавались, что она вдруг начинала диктовать свои условия и требовать от хозяина не свойственного ему поведения! Весёлый и беззаботный становился задумчивым, стеснительный — смелым, молчаливый начинал болтать без умолку! Итальянцы считают, что маска заставляет произносить вслух невысказанные мысли — порой даже те, которые таишь от самого себя. Что это, если не волшебство?..

Похожие статьи...