Запреты бывают разные. Правила запретов.

    Когда малыш появляется на свет, весь мир начинает вертеться вокруг его желаний и потребностей (что абсолютно естественно). Но проходит время, и картина меняется: маленький человечек слышит от взрослых первые «нельзя». Как правильно вводить запреты в жизнь ребёнка и запрещать не травмируя – в этой статье.

    Без границ
    Что такое запрет? Это некая условная граница, благодаря которой ребёнок понимает: дальше нельзя, тут стоит остановиться. Часто дети реагируют на запреты совсем не так, как хотелось бы взрослым: они злятся, обижаются, закатывают истерики. Но вот парадокс: несмотря на такую реакцию, запреты жизненно необходимы детям, потому что дают ощущение стабильности, помогают понять, что рядом есть умный взрослый, который всегда знает, как нужно поступать.
    Бывает, что мамы и папы, которым в детстве многое запрещали, воспитывают своих чад совсем иначе — позволяют им буквально всё. Но это ни к чему хорошему не приводит. При отсутствии границ дети начинают ощущать повышенную тревогу и беспокойство, ведут себя капризно, вызывающе шумно. Своим поведением они будто провоцируют родителей на то, чтобы мама и папа установили наконец границу и тем самым дали понять: «Я здесь, рядом. Я знаю, как правильно, и скажу тебе, если что-то пойдёт не так».

Moy-neposlushnyiy-rebenok

    Когда кругом одни «нельзя»…

    С другой стороны, большое количество запретов может мешать гармоничному развитию ребёнка. Например, чрезмерное стремление защитить малыша от каких-то внешних явлений лишает его радости открытий. Если на прогулку ребёнка наряжают в красивую одежду, а на улице каждую минуту твердят: «Нельзя!», «Не лезь в лужу!», «Не трогай палку, испачкаешься!», — рано или поздно он перестанет сопротивляться и будет тихо сидеть рядом с мамой.
    Также чрезмерные запреты ограничивают творческую активность малыша.
    Если чадо постоянно ругают за беспорядок в игрушках, за то, что он испачкался красками, пока рисовал, или клеем, когда мастерил поделку, его потребность познавать и экспериментировать вытесняется в бессознательное. Ребёнок становится спокойным, послушным и удобным для родителей. У него пропадает интерес к любым занятиям, ему всё время скучно. В более серьёзных случаях могут появиться такие реакции, как ночные страхи, кошмары, энурез и т.д.

\5417_slider

    Красный цвет — это «нет»…
    Известный психолог Ю.Б.Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребёнком. Как?» предлагает разделить запреты на несколько цветовых зон.

    Зелёная зона — всё, что разрешается делать ребёнку по его собственному усмотрению. Например, в какие игрушки играть, какую книгу почитать, в какой кружок записаться, кого пригласить на день рождения, с кем дружить и т.д.

    В жёлтую зону входит то, что нельзя сейчас, но можно в другое время, или нельзя именно в такой форме, но можно в другой. Также в этой зоне находятся действия ребёнка, в которых он относительно свободен, то есть может действовать по своему выбору, но соблюдая при этом некоторые правила.

    Например, играть в шумные игры можно утром или днём, но не перед сном. Нельзя бросать камни в животных и людей, но можно в воду или на стадионе (когда там никого нет). По лужам ходить можно, но только в резиновых сапогах, и т.д.
    Это очень важная зона: здесь ребёнок приучается к внутренней дисциплине.

85182

    Если он понимает смысл ограничений и принимает их, то со временем эти ограничения становятся его собственными. Для того чтобы это произошло, ребёнку нужно объяснять, почему вы вводите тот или иной запрет.

    Оранжевая зона — это когда вообще нельзя, но иногда можно. Сюда входят правила, которые иногда можно нарушить.     Например, в новогоднюю ночь разрешается лечь спать позже обычного. Если у мамы выдался выходной среди недели, можно не пойти в детский сад. Косметикой пользоваться слишком рано, но на утренник или школьный праздник можно.           Если исключения в этой зоне действительно редки и оправданны, то они будут лишь укреплять правила.

    Красная зона — это то, что нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах. Как правило, эти запреты касаются охраны жизни и здоровья самого ребёнка и окружающих его людей. Нельзя причинять боль другим, переходить дорогу на красный свет, играть с огнём и т.д.

esli-ochen-strogo

    И ещё несколько важных правил:

1. Запреты обязательно должны присутствовать в жизни ребёнка. Важно, чтобы он понимал их суть.
2. Ограничения должны быть гибкими (кроме входящих в красную зону).
3. Не требуйте от ребёнка того, что идёт вразрез с его важнейшими потребностями
и возрастными особенностями. Например, глупо ожидать от 2-3-летнего малыша, что он будет тихо и безмолвно стоять с вами в очереди. Активность и любознательность — важнейшие критерии нормального развития ребёнка, не ограничивайте его в этом.
4. Все правила, запреты и ограничения должны быть согласованы между родителями и другими взрослыми, принимающими участие в воспитании ребёнка. Представьте, что мама, папа и бабушка разрешают и запрещают малышу совершенно разные вещи. Каково ему в этой ситуации?
    К тому же это прекрасный повод для манипуляций.
5. Тон, которым сообщается требование, должен быть не повелительным, а спокойным, дружелюбным. На вопрос ребёнка: «А почему нельзя?» — не отвечайте: «Потому что я так сказала!», «Нельзя — и точка!». Дайте короткое пояснение: «Потому что уже поздно», «Кружка может разбиться», «Можно заболеть» и т.д.

    И самое главное. Запрещая что-либо ребёнку, будьте последовательны: не отменяйте запрет, особенно по той причине, что малыш расстроился и начал плакать. В этом случае чадо быстро понимает, как добиться желаемого, и начинает манипулировать взрослыми. Если же вы выдерживаете границы, то ребёнок получает бесценный опыт. Он учится управлять своими эмоциями, контролировать свои желания и потребности, уважать и принимать границы других людей.

    Успехов и терпения вам в нелёгком деле отстаивания границ перед маленькими «нарушителями»!
     
  
 

Похожие статьи...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>